ТУМАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКИХ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ПРИМЕРЕ БПЛА «ОРИОН».

В октябре Вооружённые силы Украины впервые осуществили боевое применение ударного беспилотника Bayraktar TB2, который не только уничтожил ракетным ударом артиллерийское орудие противника, но и существенно поколебал боевой дух на временно оккупированных территориях. В Кремле напряглись. Как следствие, уже через несколько дней, Путин провёл экстренное совещание с руководством Минобороны и представителями ВПК где заявил о необходимость развивать беспилотную авиацию. 


Наличие собственной программы "MALE" (Medium Altitude Long Endurance — средневысотный, большой продолжительности полета) можно назвать показателем технологической состоятельности страны в области беспилотной техники.

Может ли ВПК РФ серийно производить беспилотные летательные аппараты аналогичного класса? Будут ли они конкуренты с аналогичными иностранными образцами на мировых ринках вооружения? Давайте разбираться.

До недавнего времени аппараты подобного класса производились только США и Израилем. Позднее к этой группе стран примкнули КНР и Турция. В России единственной моделью БПЛА, которое может соответствовать указанному классу является беспилотный летательный аппарат "Орион" и его экспортная ("Орион-Э") и военная ("Иноходец") модификации, разработанные АО "Кронштадт".

Известно, что опытно-конструкторская работа "Иноходец-БЛА" стартовала в конце 2011 года. В октябре 2012 года состоялась защита технического проекта, спустя год — защита этапа рабочей конструкторской документации.

Конструкторами было заявлено, что максимальный взлётный вес дрона - 1100 кг, масса полезной нагрузки - 250 кг. Длина аппарата 8 м, размах крыла 16 м, продолжительность полёта 24 часа. У опытных БПЛА установлен канадский двигатель Rotax 914F (115 л.с.), у серийных планируется российский АПД-110/120 (120 л.с.) с двухлопастным винтом АВ-115 диаметром 1,9 метра российской фирмы "Агат" (при его создании были проблемы и неизвестно – удалось ли их преодолеть).

10 октября 2016 года первый в России беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полёта "Орион" совершил дебютный полёт.

В ноябре 2019 года появилась информация, что БПЛА "Орион" упал в ходе испытательного полёта в Рязанской области. Технические проблемы у беспилотника начались за некоторое время до падения. По предварительной версии, отказало оборудование.

В августе 2021 года проблемные вопросы связанные з производством современных средств ведения боевых действий обозначил генеральный конструктор АО "Кронштадт" Николай Долженков в интервью ТАСС на международном военно-техническом форуме "Армия-2021".

Выводы делайте сами, но при этом имейте в виду, что это позиция профессионала.
«Что касается технологического уровня России и ведущих западных стран, то по многим параметрам мне не нравится складывающаяся ситуация. Некоторая изоляция, которая в России наступает в силу ряда причин, очень усложняет развитие. Кроме того, по ряду технологий мы имеем отставание, которое, безусловно, нужно чем-то компенсировать. Вот, например, мы несколько уступаем в целевых нагрузках, силовых установках, хотя уже стремительно сокращаем это отставание. Практически мы догнали конкурентов по авиационным средствам поражения для этой размерности. Но мы должны добиться преимущества прежде всего в развитии систем искусственного интеллекта, которые и будут определять успех будущей эксплуатации».
Несмотря на инцидент опытный комплекс с БПЛА "Орион" был передан Министерству обороны России для проведения испытаний в апреле 2020 года. В настоящее время беспилотник проходит опытную войсковую эксплуатацию. Также известно, что представители Минобороны России в рамках форума "Армия-2021" заключили первый контракт на поставку ударного беспилотника "Иноходец-РУ".

По мнению экспертов одним из основных конкурентов на мировых рынках вооружения БПЛА "Орион-Э" считается турецкий БПЛА Bayraktar TB2. В сравнении с ним, российский дрон имеет на 100 кг больший вес полезной нагрузки, но меньший потолок высоты 8 км — против 8,2 у TB2. При этом у турецкого дрона уже есть модификация, с радиусом действия в 300 км.

Скорость российского БЛА до 200 км/ч (крейсерская – 120 км/ч), потолок – 7,5 км, время полета 24 г (с грузом 60 кг), радиус действия 250 км (с БПЛА-ретранслятором 300 км) (у БПЛА нет системы управления через спутник, что резко снижает его радиус действия) Электронная и оптическая аппаратура хуже качества, чем у конкурента.

Bayraktar TB2 в сравнении с "Орионом-Э" меньше по размерам в 1,2-1,3 раза, по весу – в 1,8 раза, за б/н – в 1,3 раза, по радиусу действия – в 1,7 раза раз (но это без системы управления через спутник), такие же, как у "Орион-Э", скорость и время полёта, а потолок выше 700 м. Электронная и оптическая аппаратура лучше качеством.

Уместно ли сравнивать БПЛА Bayraktar и "Орионом-Э"? Вряд ли. БПЛА "Орионом-Э" пока не купил никто, а купят, вероятно, Сирия, КНДР, Венесуэлу и подобные страны.

В то же время, БПЛА Bayraktar закупили Турция, Азербайджан, Украина, Катар, заключён контракт с Польшей и Узбекистаном.

И, наконец, относительно заявлений, что экспорт ударного "Ориона-Э"  может начаться в конце 2021 г. – начале 2022 г., после открытия в ноябре компанией «Кронштадт» завода по выпуску БЛА в Дубне. Ноябрь уже наступил. Как и следовало ожидать  - результата  нет.

Будем и дальше следить за ситуацией, но перспективы российских беспилотных летательных аппаратов на сегодняшний момент с учетом фактора международных санкций выглядят достаточно туманны

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

РЖАВЫЕ КЛЕТКИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ТАНКИСТОВ ВМЕСТО СОВРЕМЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ АКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ.